16+
Понедельник 27 Марта 2017

Погода

+2° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Мастерская оберегов

Кружу по редакционному холлу, не зная, с чего начать эти заметки. И тут раздвигаются двери лифта, мне навстречу выходит Ирина Беликова. Только что в краеведческом выпуске «Былое» напечатан ее рассказ о династии романовских гончаров Митиных, вот она и приехала поблагодарить за публикацию. И не словами. Ирина достает из сумочки нечто тщательно запеленутое в бумагу:

— Вам. На память. Моя работа.

Мне в ладонь ложится приятная даже на ощупь тяжелая глиняная фигурка — барыня в переднике, кокошнике и с петухом подмышкой. Ирина не только вникала в историю старинного промысла. Ей хотелось самой овладеть ремеслом легендарного Ивана Гунькина или тех же Митиных.

Не берусь гадать, как и почему влюбилась современная элегантная женщина в наивное крестьянское искусство, что ей все эти барыни, солдаты, петухи, барашки. Любовь не объяснишь. Любят потому, что любят. Зачем девушка в джинсах, с мобильником в кармане учится плести елецкие кружева по заветам и образцам бабок и прабабок? Почему Кристина Иващенко, создавшая фольклорный ансамбль «Воскресенье», колесит по глухим деревушкам, вслушивается в напрочь забытые песни, пытаясь уловить мельчайшие особенности их звучания? Чему так радуются этнографы липецкого городского музея, привозя из экспедиций по области кукол, начиненных золой (они так и называются: зольные), мураевинские вышивки и допотопное крестильное одеяльце? Что дают эти находки, эти навыки, этот опыт? Нынешние девочки с зольными куклами не играют, предпочитают Барби. Романовских купчих и солдатиков не продашь. Они даже для малого, микроскопического бизнеса бесперспективны. А наряд красавицы позапрошлого столетия оценит в лучшем случае полдюжины знатоков. И все-таки, все-таки…

История культуры — нескончаемая хроника утрат и отказов. Стихийные бедствия, войны, мятежи, идеологические табу и смена моды ничего не щадят. После разрушения Батыем Киева тамошние искусные мастера бежали от вражеского нашествия, рассеялись по просторам Руси, исчезли. А с ними исчезли секреты изумительной перегородчатой эмали и мелкой зерни. И спустя восемьсот лет их, выходит, так и не раскрыли, даром что в распоряжении сегодняшних специалистов новейшая техника, изощренные научные способы исследования. А вот поди ж ты, не постигли секрет предков.

Может, лишь сейчас в полной мере осознается драматизм этих невозвратимых потерь. Цивилизация наступает. Повсюду насаждаются удобные, но усредненные, конвейерные, безнациональные и вненациональные стандарты, вкусы, потребности. Гламур — он и есть гламур, хоть в Европе, хоть в Африке, хоть в России. Уже при жизни провозглашенный великим классиком американский художник Энди Уорхол не без тайной издевки над публикой размножал в своих композициях консервные банки, изображения Мерлин Монро или Микки Мауса. Пять, десять, двадцать одинаковых банок, пять, десять, двадцать одинаковых диснеевских мышат.

Да, та же романовская керамическая игрушка десятилетиями, столетиями воспроизводила канон, приемы и формы, передававшиеся от мастера к мастеру по наследству. А канон вроде бы то же самое, что стандарт, шаблон. Но это не так. В отличие от растиражированных Барби и Мерлин Монро канон властно устанавливает родство поколений. А когда новые творцы осторожно, чутко, трепетно что-то привносят в традиционную глиняную пластику, что-то меняют в традиционной мелодии, это воздействует куда сильнее, революционнее дерзких экспериментов авангардистов.

Марфа Синева вспоминала, как исподволь преображала она с единомышленниками каноническую хохломскую роспись, вглядываясь в елецкие кружева, в изделия художников по металлу да просто в природу липецкого края. Из этого и рождался стиль «липецких узоров». А однажды в Задонске я попал в маленькую гончарную мастерскую при местном музее. Ее хозяева вращали дедовский гончарный круг, и из куска глины возникал крутобокий кувшин. Он был абсолютно таким же, как стоящие на полках образцы вековой давности. Люди испытывали радость от того, что их ладони, пальцы способны повторять движения мастеров, которые впервые нашли это простое и мудрое, проверенное временем совершенство формы. А еще радовались, что потом могут что-либо сделать иначе, по-своему, не разрывая с обычаями, традицией, но умно и тактично продолжая, продлевая их жизнь.

Это не забавы пресыщенных эстетов, не хобби, не бессильная ностальгия по всему, что ушло и чему не суждено вернуться. Это миссия. Не нам решать, что нужно, что не нужно. Главное — чтобы не кануло в Лету, не расточилось бесследно, вошло в память рук и сердца. Тут работает мощный инстинкт. Он заставляет противостоять агрессивному напору пустотелого, глянцевого, виртуального, то есть изначально не существующего, миражного масскульта. Носителей этого инстинкта самосохранения как будто бы горсточка. Мы смотрим на них как на белых ворон, будь то увенчанная почетными наградами и званиями Марфа Синева, что, попросив помощи у Бога, выписывает на вазах, братинах, блюдах золотой орнамент из веток, листьев, цветов. Или житель глубинного села, который в определенное время года отправляется ломать лозины для плетения корзин, лукошек, коробов. Или умелец, что мастерит рояльную гармошку и генетически натренированным ухом слушает, звучит ли она как надо.

Белые вороны? Пусть так. Но они делают то, что ныне не востребовано, плохо продается и покупается, в конечном счете, за нас и для нас. Жизнь, как говорится, долгая. Кто предскажет, в какой год, день, час толпа вспомнит, что когда-то была народом, затоскует по подлинности, не машинной, не поверхностной, не безликой, не глянцевой красоте. Возможно, та же Ирина Беликова, тогда совсем юная, прочитала в вышедшей в конце семидесятых годов минувшего века книжке о русской керамической игрушке. Там было сказано: наиболее оригинальные глиняные фигурки лепили в селе Ленино, оно же Романово. Да вот беда: больше не лепят. И стало Ирине обидно и жалко, что так получилось. Потому и начала она собственными руками воссоздавать то искусство. И, слава Богу, не она одна.

В нынешнюю эпоху большой спрос на пессимизм и мизантропию. Это очень соблазнительная игра. Вопреки герою Вольтера, мы с мазохистским удовольствием твердим, что все к худшему в этом худшем из миров. К тому же вот-вот вообще грянет конец света — не по календарю майя, так по какому-нибудь другому календарю или предсказанию. А коли так, с нас и взятки гладки. Чего там хлопотать о храмах, ремеслах, пересказывать детям или внукам старые сказки, что толку за это цепляться? Все равно же провалятся в тартарары и отчие дома, и детские куклы, и древние столицы.

Но не все внимают угрюмым пророчествам, как не все заботятся о выгоде и славе. Кто-то, не формулируя, вне слов угадывает, чувствует: женщина, поющая младенцу вечную колыбельную, любитель музыки, строящий роялку, Ирина Беликова, которая лепит, обжигает, покрывает лаком своих барынь и петухов, отсрочивают, отодвигают, а то и отменяют Апокалипсис.

... Романовская фигурка стоит у меня на столе. Поднеси ее к губам, выдохни и раздастся тонкий чистый свист. Еще с дохристианских времен эти глиняные человечки, зверушки, птицы считались не просто детской забавой. Они были оберегами — от глаголов «беречь», «оберегать». Их звуки пугали и разгоняли недобрую, нечистую силу. Народное искусство, как, впрочем, и вся наша классическая культура, выпестованная талантливыми и памятливыми предками, — одна огромная мастерская оберегов. Мы о них нечасто задумываемся, но всегда в них нуждаемся.

*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
Комар
17 Мая 2012 11:28
А разве не должны быть запятые тут "Мне в ладонь ложится приятная даже на ощупь тяжелая глиняная фигурка..." ?
Цитировать Ответить Ссылка 0
0
репетитор
17 Мая 2012 11:32
Не должны.
Цитировать Ответить Родитель Ссылка 0
0
репетитору от Комара
17 Мая 2012 11:46
А мне кажется здесь уточнение и запятые нужны...Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главнымобразом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.
Цитировать Ответить Ссылка 0
0
розенталь
17 Мая 2012 12:16
"присоединительная конструкция может не выделяться с двух сторон запятыми, если эта конструкция связана тесно по смыслу с последующей частью, от которой в произношении не отделяется паузой" - Розенталь, "Справочник по правописанию и литературной правке"
Цитировать Ответить Родитель Ссылка 0
0
Комар
17 Мая 2012 12:18
Ок. Розенталь убедил)
Цитировать Ответить Родитель Ссылка 0
0
Гость
17 Мая 2012 11:54
Вам что заняться нечем как выяснять нужны запятые или нет? Не занудствуйте
Цитировать Ответить Ссылка 0
0
Комар
17 Мая 2012 12:07
Да вы текст почитайте! Там только следить за запятым и можно, остальное просто мозг взрывает))
Цитировать Ответить Ссылка 0
0
17 Мая 2012 12:30
Осилил два абзаца... Тягомотина.
Цитировать Ответить Родитель Ссылка 0