16+
Пятница 24 Февраля 2017

Погода

+3° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Аноним с рогами и кошельком
— Мотив преступника ясен: наследство, — сурово произносит проницательный сыщик из сериала. 
— Любовь придумали мужчины, чтобы нам не платить, — выкрикивает женщина в ток-шоу, имитирующем судебный процесс. 
— Хочешь сделать человеку приятное — подари ему деньги, — советует телереклама. И то правда! Зачем напрягаться, придумывать, бегать по магазинам в поисках чего-то оригинального, симпатичного, чтобы удивить и обрадовать? Сунь денежки в конверт, и тебе уже не скажут: ой, а у меня такое уже есть! Или: спасибо, конечно, но я такое не ношу. 

Восемнадцатилетний парень озлобленно бросает  матери-учительнице музыки: «Ты сама в нищете прозябаешь и решила, что я нищенствовать буду». Это уже не в телевизоре, а в жизни. Та попыталась удержать сыночка от авантюры, пусть уголовно не наказуемой, но все равно дурно попахивающей. Ну и схлопотала. «Вася, — кричит на всю улицу в мобильник какой-то дядька. — Вася, Мишка нас на деньги прокинул и уехал в Елец. Я теперь на сигареты не наскребу». 

Деньги теперь главный сюжет, главная забота, ключ от всех дверей. А я на днях случайно наткнулся на брошюрку, изданную в 1981 году. Автор то ли учительница, то ли журналистка из педагогического журнала. Она  внушала: «Советским людям чужда психология собственников и  накопителей, у нас нет места культу денег. В сознании советского человека деньги — только необходимое на данном этапе развития общества  средство распределения материальных благ по труду, а отнюдь не цель существования, не основа престижа и влиятельности личности».  Наверное, писала искренне. А если что-то и приукрашивала, то из благих намерений. Надо же сориентировать мамаш и папаш, как не допустить промашек в воспитании.

Эх, милая, угадать бы, что ты думала и писала лет через десять-пятнадцать! Пережила ли крушение наив­ных идеалов, не подвинулась ли рассудком в дикие девяностые, внимая призывам не быть лохом и делать деньги любыми способами?

Но вдруг я поймал себя на мысли: а ведь если не обращать внимания на слог и лексику, книжка-то не сильно отличается от того, что звучало в совсем другие времена. Советская учительница на собственный манер переиначивала завет двухтысячелетней давности: «...ибо корень всех зол есть сребролюбие». 

Бывают идеи архаичные. А бывают вечные. Та же мудрость о пагубности сребролюбия возвращается в работах философов, социологов, даже политиков наших дней. Ученый, чьи труды переведены  на двенадцать языков, не боится повторять давно сказанное: оголтелая погоня за богатством растлевает и ожесточает. Она растлевает людей и корежит глобальные финансовые институты. Банки,  настаивает он,  это фокус, когда миллионы делаются из ничего, из пустоты. Это грабеж веков, новая форма рабства. «Мы рождаемся в долгах и более половины жизни работаем бесплатно, чтобы платить налоги и возвращать кредиты с процентами. Мы так привыкли к этому, что не можем представить мир без кредитов и не догадываемся, что истинный кредит (credit означает «доверие») основывается на богатстве человеческих качеств заемщика, а не на надежности банка». 

Философа зовут Дарио Салас Соммэр. Он чилиец. Помнит, наверное, кровавую «революцию» Пиночета. Не марксист. Не коммунист. Не левак. Просто добросовестный ученый. Союз писателей России рекомендовал его том «Мораль XXI века» молодым читателям в рамках образовательной программы Президента России.

Как ни странно, в пятисотстраничном труде знаменитого чилийца проповедуется, в сущности, то же, что и в забытой восьмидесятистраничной книжонке из эпохи, именуемой либералами «поздним застоем». Кому-то мнится, будто честность невыгодна, сокрушается Дарио Салас. Зато хватательные рефлексы гарантируют успех. Но это страшная ошибка. Нельзя растаптывать мораль. Иначе рухнет цивилизация. И примет грядущего краха все больше. 

Кредитное рабство толкает на преступления. Кто-то попадает в заложники огромных банков, кто-то становится жертвой крохотных паразитических фирмочек, про которые на ТВ распевают веселые песенки: «Лучше позвонить, чем у кого-то занимать». А почему лучше? А потому. 

Нажива любой ценой подается как честное предпринимательство. Да и коррупция представляется уже чем-то неизбежным. Помню, лет десять назад довелось мне попасть на прием к московской докторше в профессорском звании. О, как вытянулась ее физиономия, как похолодел взгляд, когда в знак благодарности я оставил ей пакет с дорогими конфетами и хорошим французским вином! Она ждала не пакета, а конверта. А мы в провинции про конверты еще не успели усвоить. Теперь-то усвоили. Сидим в очереди в поликлинику или ложимся в больницу и окольными путями, а то и напрямую разузнаём, сколько положить в тот конвертик. Потому как даром лечиться — лечиться даром. И нет страха, что конверт обидит, оскорбит.  Это уже норма, господа. Ненормально, если доктор не возьмет, рассердится, накричит. 

Впрочем, не преувеличивает ли чилийский философ последствия коррупции в разных ее вариантах? А вдруг ничего ужасного в ней нет? Меняются века, меняются нравы и нравственность. Смотрите, сколько запретов, сколько считавшихся непохвальными поступков и отношений растабуировано и уже почти одобряется. 

Медицинские услуги, образовательные услуги, сексуальные услуги: чего стесняться, чего таиться? Оплатил — получи услугу. Врач постарается вылечить больного, но его личная задача — не вылечить, а заработать. Чиновник подпишет бумагу, но не потому что обязан по службе, а потому что рассчитывает на конвертик. А любви, господа, может, и вправду вообще не бывает, ее просто изобрели жадные мужики?

Водораздел между добром и злом все незаметнее. Здоровье дороже денег. Вузовский диплом стоит финансовых затрат. Деньги упрощают жизнь не только в магазине или ресторане. Верующие, однако, говорят: самая большая забота  дьявола — убедить всех, что его нет. Нет дьявола, нет зла, нет порока, ничего не стыдно. А деньги — неотразимое дьявольское оружие, его снайперский выстрел. Господин с рогами и кошельком приучает и берущих, и дающих: то, что они творят, ничему не навредит. Скорее — наоборот. 

Только упрямец Дарио Салас напоминает: еще как навредит. Несправедливость и корысть против законов не только общества, но и природы. Они разрывают энергетическую и духовную связь между человеком и Космосом. И за это придется платить. Причем очень дорого. Плата эта ни в один конвертик не поместится.
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
Удача
21 Октября 2015 17:26
с рогами и кошельком
Все верно главное человек. Спасибо, очень доходчиво и убедительно!
Цитировать Ответить Ссылка 0