16+
Вторник 25 Июля 2017

Погода

° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Диагноз: «денежная болезнь»
Вот два сюжета для новостей, которые, кажется, так и не попали в новостные выпуски ведущих федеральных телеканалов. Они друг с другом вроде бы не связаны, но оба могут считаться симптомами одного недуга.

Итак, сюжет номер раз. Когда год-полтора назад фаворитка популярного конкурса «Голос» Эра Канн, сломав формат, тонко и душевно спела «Темную ночь», она не предполагала, что финалом ее выступления будут не аплодисменты зрительного зала, а разбирательство в зале суда. Неожиданно выяснилось: у песни, прозвучавшей впервые аж в 1943 году, имеется хозяин. Композитор давно умер. Поэт, сочинивший стихи, тоже. Но живет, здравствует и, вероятно, процветает ООО «Национальное музыкальное издательство». Оно и купило права на пятьдесят тысяч (!) произведений советских и российских композиторов. В том числе на «Темную ночь». И теперь желает иметь свои проценты за каждое ее исполнение. А потому подало иск на организаторов проекта — Первый канал. Поначалу требовали миллион. Суд постановил: хватит и шестисот тысяч.

Не то чтобы я сильно сострадаю Константину Эрнсту и его команде. За их финансовое благополучие беспокоиться не приходится. Но мне как-то странно, что на песню, ставшую, в сущности, народной, общим нашим достоянием, как сама память о великой войне и Великой Победе, кто-то наложил тяжелую цепкую руку. А вдруг, господа, бесплатно нельзя уже петь ни «В лесу прифронтовом», ни «Катюшу», ни даже «Вставай, страна огромная»?

Закон есть закон. Только кроме законов писаных существуют неписаные. Например, законы совести. Ответьте, читатель: вы часто слышите советские хиты с эстрадных подмостков и на «голубом экране»? Вашим детям и внукам знакомы мелодии и тексты «Землянки» или той же «Темной ночи»? По-моему, за любую попытку возвратить нынешнему дню такие святые свидетельства о силе духа, любви и мужестве следует в ножки поклониться, а не затевать судебную тяжбу. Эта музыка — мост, соединяющий поколения.

Однако санкции суда за, так сказать, преступное исполнение песни особой реакции не вызвали. Сообщение о случившемся вскользь промелькнуло в Интернете — и всё. Мало кого задел и другой сюжет. В праздничных торжествах по случаю юбилея Филиппа Киркорова в подмосковном селе Деденево решили поучаствовать местный глава и директор школы. Они распорядились: не жалеть учебных часов на зубрежку биографии «звезды».

Сомневаюсь, что деденевские ребята очень уж твердо помнят, когда родился и когда погиб Пушкин. Зато факты из жизни и творчества попсового кумира в юных ненатруженных мозгах уложатся прочно и надолго. А главное — дети усвоили: «наше всё» сейчас не Александр Сергеевич, а Филипп Бедросович.

История эта заинтересовала, похоже, лишь журналиста «Литературной России», задиристой газеты с не слишком большим тиражом — пять тысяч экземпляров на всю страну. И он поставил диагноз: так вот и идет дебилизация людей, начиная с детских лет. Ну а СМИ, и электронные, и печатные, что вносят решающий вклад в надувание мыльных пузырей, в превращение русской, российской цивилизации в попсовую, на сей счет хранили молчание.

Что общего между судом за «Темную ночь» и новаторской инициативой почитателей Киркорова из села Деденево? Вопрос риторический. Речь не об изъянах, а о зияющих провалах в культурной политике. Масскульт мощно и нагло теснит хорошую музыку, хорошее кино, хорошие книги. По выражению писателя Владимира Личутина, мы подхватили «денежную болезнь». Причем в тяжелой форме. И даже в песнях военного времени видим просто товар. Спрос на него куда меньше, чем, допустим, на творения любимца и старых дев, и нимфеток Стаса Михайлова. Но когда находятся талантливые люди, готовые воспитывать вкус, пропагандировать настоящее искусство, их могут и притормозить: хотите это петь, это показывать — платите.

В четвертом веке до новой эры выдающийся философ тоже сетовал на тогдашних, древнегреческих, Стасов Михайловых. И возлагал всю ответственность на публику. «Грубость вкусов, писал он, вызывает изменение самого характера музыки, так что сами исполнители, подлаживаясь под вкусы зрителей, претерпевают изменения и со стороны внутренних качеств, и со стороны телодвижений». Но разобраться, кто больше виноват — сидящие в зале или выходящие на сцену, — не легче, чем отыскать ответ на головоломку: что появилось раньше — яйцо или курица? Стас Михайлов и Павел Воля опускают планку до плинтуса, а их поклонники счастливы, что не надо тянуться вверх, вставать на цыпочки.

Иногда, впрочем, попса тихо, но настойчиво претендует и на место классики. Допустим, в одной и той же книжной серии выпускаются томики Пушкина, Блока, Маяковского, Евтушенко и — Ларисы Рубальской. «Я помню чудное мгновенье...» и манерное дамское рукоделие типа «Плесните волшебства в хрустальный мрак бокала» уравнены в правах.

Недавно обнародовали данные о фильмах, приносящих самые солидные доходы. В лидерах фигурировали блокбастеры Тимура Бекмамбетова, абсолютно пустые «Елки». Кино Михалкова, Звягинцева, Кончаловского, Шахназарова числится в отстающих. Они, чудаки, делают картины в расчете на думающего зрителя. Только круг думающих, сопереживающих, ищущих смысла сужается.

Но не сами же по себе исчезают такие люди. Их отучили думать. Их соблазнили сериальным «мылом» и примитивными боевиками, чье содержание и эстетика абсолютно совпадают с компьютерными играми. А культура-то, простите за напоминание об очевидном, не развлечение, а рост души, рождение и укрепление духа. Однако «денежная болезнь» тому и другому препятствует. И тогда певцу или певице, которые любят не только Игоря Крутого и Игоря Николаева, могут заткнуть рот судебным иском. А юбилей бывшего супруга Аллы Пугачевой сделать всенародным праздником.
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
aa123
3 Июля 2017 10:47
the best Replica Rolex Watches,Designer handbags
 the 120-click, rolex submariner watch uni-directional bezel, which glides around the inner perimeter of the protective shroud with extremely smooth, satisfying precision. Gripping the deep ridges at 2:00 and 8:00 between Swiss Replica Watches Uk Online the protective shroud's cutout with even wet fingers is hardly an issue, and rotating the bezel still feels as though louis vuitton replica handbags you're turning the dial on.
Цитировать Ответить Ссылка 0