16+
Вторник 19 Сентября 2017

Погода

° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Как земляки землякам
Нельзя отказываться от своей истории. Нельзя перечеркивать жизни целых поколений». У кого-то эти слова звучали бы как банальный штамп. Для кинорежиссера Рениты Григорьевой они всегда остаются программой жизни и творчества.


Так совпало, что в июле исполняется сразу три юбилея талантливых мастеров искусств, накрепко связанных с нашим краем. Ничего, что двое из них родились не в Липецкой области. Чувство землячества определяется не только пометкой в паспорте.

Допустим, та же Ренита Григорьева появилась на свет ровно восемьдесят пять лет назад в Москве. Но она с младых ногтей усвоила: корни ее уходят в древний Елец. Сюда она привозила свои новые фильмы и с волнением ждала суда публики. А в столице возглавила Елецкое землячество.

Секрет такой привязанности прост: этот город — родина ее матери. Нина Попова была незаурядным человеком. Она — первый председатель Комитета советских женщин. Среди знавших и ценивших Попову как общественного деятеля — легендарные Индира Ганди, Долорес Ибаррури, Вайан-Кутюрье.

А дочь посвятила себя кино. Дружила с Шукшиным и поставила замечательную картину «Праздники детства» по его рассказам. Вообще ее притягивала хорошая литература. Но в фильмографии режиссера и много документальных работ. Она сделала их, как и все игровые картины, вместе с мужем. Их герои — Николай Рерих, Вернадский, юные подпольщики «Молодой гвардии». Словно предугадав широту творческих интересов дочери, мать и отец дали ей единственное на всю Россию имя. Они составили его из первых букв четырех слов: Революция, Наука, Искусство, Труд. Так и получилось — Ренита.

У Григорьевой предостаточно звонких титулов и званий, начиная с лауреата Государственной премии СССР. Однако для нее не менее дорога и скромная награда прародины — почетный знак «За заслуги перед Ельцом».

Верные друзья, по-советски выражаясь, — шефы из столицы, были, есть и у других наших городов. Через неделю после круглой даты Григорьевой в июльском календаре — юбилей заслуженного художника РСФСР Андрея Плотнова. Он родился век тому назад. Андрей Иванович был данковчанином уже без всяких оговорок. В знаменитый институт имени Сурикова способного провинциала рекомендовал не кто-нибудь, а сам Грабарь. Как и у Рениты Григорьевой, живопись Плотнова неотделима от его гражданской позиции. Эпические полотна художника «Штурм Севастополя» или «Куликовское поле» — итог поездок на фронт. А в шестидесятые годы событием по праву считался плотновский триптих, вдохновленный полетом Юрия Гагарина.

Совсем зеленым журналистом я имел честь встретиться с художником. Чуть ли не дебютным моим заданием в областной «молодежке» была подготовка репортажа из Данкова. Там открывалась народная галерея — в ту пору ее красиво называли «Малая Третьяковка». Естественно, она возникла по инициативе Плотнова. Он преподнес городу царский подарок — шестьдесят полотен своих коллег по живописному цеху. На презентации галереи даже неискушенная публика почтительно произносила имена «живых классиков» — участников акции: Соколова-Скаля, Ефанова, Цыплакова... Как радовался и гордился тем, что происходило в тот день, сам Андрей Иванович! Заметьте: в стольном граде региона еще и в помине не существовало художественного музея, выставочного зала, Дома Мастера, Центра изобразительных искусств, Галереи Назарова. А вот в Данкове появилась такая галерея.

Провинция умеет быть благодарной и памятливой. Может потому, что испокон веков не избалована вниманием. Сейчас местная «Третьяковка», фонд которой вырос в десятки раз, носит имя Андрея Плотнова. Как и здешняя художественная школа.

А на следующий день после юбилея данковчанина — восьмидесятилетие еще одного прекрасного художника — Марфы Федоровны Синевой. Как-то она сказала мне, что в ее судьбе было два города, которым она всем обязана, — Семенов в Горьковской области и Липецк. В первом она нашла себя, обрела призвание, открыла прелесть хохломских узоров.

— Не представляю, чем бы еще могла заниматься, — очень искренне признавалась она в долгой нашей беседе. — Благодарю Бога, что дал мне это ремесло.

А к нам она приехала уже главным художником только что организованной фабрики «Липецкие узоры». Она не просто обучала одаренных липчанок тайнам росписи. Вместе с единомышленниками Марфа Федоровна обновила традицию. Ей хотелось создать симбиоз хохломы с эстетикой местных народных промыслов, особенно с уникальными достижениями елецких кружевниц. На счету самой Синевой триста с лишним редкой красоты оригинальных работ. Их и сегодня берегут счастливчики-коллекционеры во Франции, Японии, Америке, Германии, Италии.

В упомянутом интервью «Липецкой газете» моя собеседница, правда, не прятала горечи. Молодые сплошь и рядом слепы и глухи, когда перед ними нечто самобытное, живое, рукотворное. Они предпочитают механическое, железное, пластиковое, штампованное, будь то автомобиль, мобильник или какая-нибудь модная китайская игрушка. Но Марфа Федоровна надеется: наступит время — людям надоест безликий стандарт. И согретое добротой, теплом человеческих рук, превратившееся благодаря им в зримую сказку дерево вернет себе внимание и любовь.

Три юбилея в одном летнем месяце встретились, ­разумеется, случайно. Не случайно другое: три творца, незнакомые друг с другом, взяли на себя миссию просветителей. Они оставляли на время мастерские с незаконченными картинами, стены кинопавильонов, чтобы что-то изменить в нашей с вами реальности. Они противостояли наглеющей бездуховности, агрессивной беспамятности, злым провокациям с целующимися милиционерами или тупыми, лупоглазыми фигурами пионеров. Они спасали и защищали нас, своих земляков, от пустоты и цинизма как масскульта, так и претенциозного артхауса. Хотя почему я использую глаголы прошедшего времени? Такие люди, и те, кого уже нет на земле, и те, кто по-прежнему рядом с нами, продолжают спасать, защищать, предлагая вместо подделок и жалких поделок человечную, осмысленную красоту.
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
ticula
11 Мая 2017 9:04
Una particularidad fenomenal del relojes imitacion es que, a diferencia de otros de su estilo, el número de ciudades de su horario mundial no es estricto, es decir: no son replicas relojes suizos inamovibles.
Цитировать Ответить Ссылка 0