16+
Среда 29 Марта 2017

Погода

+4° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Архив
«   Март 2017   »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Кому по вкусу заячье рагу из кошек
— Чтобы приготовить рагу из зайца, надо как минимум иметь кошку, — давал практичный, чисто рыночный совет кто-то из персонажей Аркадия Райкина.
— Чтобы достичь справедливости, надо как минимум сочинить много-премного законов, — говорят западные политики, философы и юристы. И толкования справедливости на том чаще всего заканчиваются. Хочешь справедливости — иди в суд. Настучать на ближнего, пусть его грешок меньше макового зернышка в булке, — дело чести, доблести, геройства и, разумеется, справедливости.

Рассказывал уехавший в Штаты преподаватель липецкого вуза. На загородной вилле гости. Милый вечер за стаканчиком виски. Час поздний, стемнело. Хозяева не предлагают друзьям переночевать. Трогательно помахав вслед их автомобилю, они звонят в полицию: на такой-то дороге машиной управляет нетрезвый водитель. А потом с гордостью объясняют: беспокоились за наших приятелей, хотели не допустить беды.

Видимо, взгляды на справедливость у разных народов отличаются не меньше, чем церковные обряды и любимые национальные блюда. Об этом написаны горы книг. Один гарвардский профессор свой том так и назвал: «Справедливость», снабдив его примечательным подзаголовком: «Как правильно поступать». Автор и вообразить не в состоянии, что иной раз можно поступить по справедливости, но сильно разойтись с писанным законодательством.

В России, то ли на счастье, то ли на беду, думают по-другому. Большинство из нас без ссылок на Аристотеля, Бентама, Канта и Юма с рождения усваивают: справедливо — это когда по совести. А кто верит, что закон и справедливость всегда и непременно одно и то же, у того получается заячье рагу из кошки.

Нынче справедливость для русских в особой цене, поскольку она в дефиците. Что подняло и закрепило на фантастической отметке рейтинг Владимира Путина? Возвращение Крыма в Россию. Но нам что — так не хватает жизненного пространства? Как ни прекрасно крымское причерноморье, стоило ли ради него ссориться с соседями, затягивать пояса, брать на себя на новой волне кризиса тяжкую обузу? Но народ искренне, эмоционально и самоотверженно отозвался на восстановление растоптанной в Беловежской Пуще справедливости. И геополитические, стратегические расчеты тут играли последнюю роль. В первую очередь речь шла о судьбе русских людей, против собственной воли оказавшихся в эмиграции. «Своих не бросаем!» — вот что важно и справедливо.

Тем болезненнее реакция на несправедливость внутри самой России. Допустим, на неукротимую жадность управляющих компаний. Как они торопятся содрать с жильцов многоквартирных домов за грядущий капремонт! Когда он грядет, Бог весть. Случится ли он при жизни нынешнего поколения? Дотянут ли до него наши дети и внуки? Хоть бы уж какое-то обещание дали в лаконичной манере героя Ильфа и Петрова: утром деньги — вечером стулья, вечером деньги — утром стулья...

СМИ сообщают, что посаженная за решетку Евгения Васильева уже на свободе. А что здесь невероятного? Она и во время следствия не томилась в КПЗ, а под домашним суперкомфортабельным арестом, снимаясь в клипах, устраивая вернисажи своей мазни, публикуя книги своих стихов. Справедливости в таком персональном, адресном гуманизме нет ни на йоту.

На «5 канале» есть рекламный слоган: «Зло будет наказано... на Пятом». Так оповещают публику о новой порции, похоже, тысячесерийного детектива «След» или о разоблачительном ток-шоу Андрея Караулова «Момент истины». А как обстоит дело на других каналах, но особенно в жизни?

С «5 каналом» у меня лично связано и другое двойственное впечатление. По четвергам канал проводит сбор средств на лечение тяжело больных детей. Символ акции милосердия — трогательный катаевский цветик-семицветик. Но разве справедливо, когда спасение ребенка зависит от доброхотов? Я-то полагал, что это главная забота, величайший приоритет государства. Это ведь тоже — «Своих не бросаем!»

Впрочем, среди нас хватает желающих исключить государство не только из экономики, но и из борьбы за сбережение населения. Один высоколобый либеральный экономист еще до всех кризисов рекомендовал отменить пенсии. Пусть россияне сами копят себе на дожитие. Или нарожают детей побольше, чтобы было кому их кормить на старости лет.

Либерал он и есть либерал. Упомянутый господин в компании с Гайдаром и Чубайсом жаждал скоропостижной и бескомпромиссной приватизации. Брежнев только-только ушел в мир иной, а он, служа в Госплане, уже восхищался крутым Пиночетом и придумал ваучеры. Правда, потом был не совсем доволен результатом. Запредельно разбогатевшим «новым русским», сокрушался он, не хватило патриотизма. «Человек не должен продавать отца, мать и т.д., — морализовал он. — Это подразумевается. И либерализм, кстати, к этому отношения не имеет. Он просто проверяет способность этого человека не продавать родину». Вот какая высота духа, вот какие благородные принципы! А лишить пенсий людей, что состарятся через двадцать или тридцать лет, — это не предательство и отца, и матери, и Родины?

Социологи не без повода и не без тревоги противопоставляют право на обогащение и потребление (в качестве синонима используя термин «справедливость обогащения и потребления») праву на развитие, «справедливости развития». Выходит, справедливость-то отнюдь не только из лексикона морально-этических понятий. Не остановим ее дефолт, не вернем веру в нее, как вернули Крым и Севастополь, и вновь придется двигаться по колее, продавленной колесами иномарок, за рулем которых приватизаторы «лихих девяностых», большие мастера готовить для России заячье рагу из кошек.
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
Мимо ходил постольку-поскольку
14 Сентября 2015 5:59
Бредисфельд
Вот ведь любовь к резонёрству.  Самая что ни на есть либеральная. Обо всё судить поверхностно, бахвалясь знанием метафорическоо еврейского юмора и словоблудно перемешивая в  кота, юстицию, справедливость, провокативные фактики в одно чтиво. Так о чём же сия реплика? Да ни о чём. Просто надобен гонорар+гонор. Гонор - это заимствование из французского  honeur (читается онёр, а по-русски - гонор). Переводится ка "слава".  Ушли деньки славы, а воздух всё сотрясаем.
Цитировать Ответить Ссылка 0