16+
Суббота 18 Ноября 2017

Погода

° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
На патриотизм таксы нет
Телевидение и пресса умудрились-таки в свое время прозевать это отнюдь не рядовое событие: трехсотлетие Полтавской битвы праздновали не только в России, но и в Швеции. Представьте себе, в самом Стокгольме. И случилось это благодаря обществу наших соотечественников за рубежом «Русский салон». Кстати, старейшему в Скандинавии — скоро оно отметит столетний юбилей.

Местные власти проявили толерантность и всего лишь попросили не допускать каких-то обидных для Швеции выпадов. Могли бы и не просить. Никто, разумеется, не собирался устраивать антишведских демонстраций. Люди просто отдавали дань уважения своим герои­ческим предкам.

О «Русском салоне» рассказала липецким историкам, филологам, философам его руководитель Людмила Александровна Турне. Она приехала к нам не в первый раз. Поддерживать контакты с Родиной — одна из главных задач ее объединения. Мы хотим, говорила наша гостья, чтобы оказавшиеся на чужбине дети не забыли родной язык, родную веру, не утратили связь с родной землей.

В трудные девяностые члены общества посылали в Россию гуманитарную помощь. Они не забывают о славных датах — Дне Великой Победы, юбилеях выдающихся сыновей русского народа. К примеру, в память о Шаляпине устроили в российском посольстве концерт. Солисты шведской оперы пели по-русски. А нынешним летом Людмила Александровна и ее единомышленники вышли на стокгольмские улицы показать: они одобряют возвращение в Россию Крыма и Севастополя.

Похоже, трещина, если уже не пропасть, разделившая нас на «продвинутых европейцев» и «замшелых патриотов», не обрывается по нашу сторону границы. Размежевание происходит и среди россиян за рубежом. Людмила Турне призналась: русские «шведы» старшего и среднего поколения плохо понимают новоиспеченных эмигрантов. «Мы никогда не позволяли себе хаять Советский Союз, а тем более Россию. Охотников заниматься этим на Западе и без нас хватает». И это при том, что в числе основателей «Русского салона» были участники белого движения, те, у кого обид и претензий к советскому режиму имелось в избытке. Однако они принципиально не присоединялись к войне, пусть словесной, пропагандистской, против своей страны.

По-моему, госпожа Турне, литератор, интеллигентнейшая женщина из знатного аристократического семейства, по-старомодному приверженная чистоте русской речи, нарочно использовала вульгарный, резкий глагол «хаять». Потому как молодые, приезжая в Швецию на ПМЖ или работать, именно хаят, по-другому и не скажешь, оставленную ими Родину. Зато с лакейским благоговением нахваливают заграницу: там же так сытно, комфортно. Им в «Русском салоне» делать нечего. Им желательно поскорее, без остатка, без осадка, раствориться в новой жизни. И хорошо, коли никто не догадается, кто они по рождению.

В словах писательницы из Швеции мне почудился невольный упрек: как же вы не уберегли молодых? Пожалуй, он нами заслужен. Гулявший в ельцинские годы по городам и весям вирус пренебрежения своим, родным все еще опасен. Эпидемия недуга теперь уже не так свирепствует, но еще не побеждена.

Нежелание осознавать себя россиянами, а стало быть, брать на себя ответственность за Россию свойственно значительной части нового поколения. Группа академических ученых в канун 2014 года исследовала гражданскую самоидентификацию студенчества. Результаты социологов озвучивались на недавнем заседании президентского совета, обсуждавшего молодежную политику.

Так вот, только сорок девять процентов опрошенных, объясняя, что они имеют в виду, произнося «мы», заявили: «Мы — граждане России». Гораздо больше ребят подразумевают иное. Допустим, «мы — это моя семья». Или: «мы — это мои друзья». Столичные студенты меньше других чувствуют себя россиянами. И, опять же, по сравнению с провинцией гораздо реже ассоциируют с символами России ее герб и флаг.

Комментировать это можно по-всякому — оптимистично, пессимистично, тревожно, благодушно. В докладе ученых преобладает утешительная интонация. В конце концов, почти половина называет себя гражданами страны — уже неплохо. К тому же опрос проходил до сочинской Олимпиады, до присоединения Крыма к России. Теперь градус патриотизма стал куда выше. Правда, я не очень понимаю и ценю патриотические чувства, если они колеблются, как цена на нефть и курс рубля, и могут вдруг в одночасье остыть в случае подорожания колбасы и шмоток. А в трудный час вместо готовности перетерпеть и сплотиться возобладает настроение «валим отсюда». И эти «отвалившие», к ужасу милейшей Людмилы Александровны, с мстительным энтузиазмом вольются в хор хаящих.

Однако Бог с нею, социологией. Достаточно оглядеться вокруг, чтобы стало ясно: людей, решивших, что благополучие страны, народа и их личное никак не связаны, хватает. Собственное благополучие можно даже строить на неблагополучии остальных. А что тут неправильно? Вот, по мнению нового финансового гения Алексея Кудрина, абсолютно справедливо, чтобы за санкции расплачивались не олигархи, а народ с его бюджетными окладами и пенсиями, а миллиардеров от всех тягот надо оградить.

Непростительно долго наших детей учили уму-разуму, воспитывали вот такие господа Кудрины. Один внушал, что всем нам должно быть безразлично, какой там флаг над Кремлем полощется. Другой мечтал наложить табу на русские сказки, где торжествуют человечность, взаимопомощь и нестяжательство. Третий уверял: пора запретить занимать высокие посты тем, кто не пожил, не поучился, не поработал на Западе, не пропитался духом холодного тамошнего прагматизма. Четвертый популярно объясняет: непродуктивно сочувствовать неимущим и слабым, важно преуспеть самому. А совесть — химера, отмазка для неприспособленных неудачников. Да и Родина — там, где больше платят. Жертвы во имя Отечества? Да это ж нелепость, сапоги всмятку. И все такие «концепции» камуфлируются демагогией о приоритете прав человека и общеевропейских ценностях. Либералы обладают удивительным даром — не замечать, по ироническому выражению умницы Леонида Шербаршина, что общечеловеческие ценности почему-то полностью совпадают с национальными интересами Соединенных Штатов.
Не только молодые, но и кто постарше попадают в капканы, расставленные либеральными браконьерами, посланными за добычей их заграничными наставниками. А уж молодежи особенно нелегко разобраться, кто такие «мы», как нам жить, гордиться или стыдиться, что ты русский.

Может, нашим соотечественникам в чужих краях, в той же Швеции, русскими быть в чем-то даже легче. Не им ведь укреплять и защищать страну. А у нас выбора нет. Надо учиться быть русскими, россиянами в своем доме. И нести за него полную ответственность. Чтобы не лишиться навсегда.
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
читая, зевал
28 Октября 2014 10:42
"мы"-"они"? за что боролись...?
Много текста о том, как потрачено без толку золотое времечко доморощенных интеллектуалов. Жизнь прошла, а итог. Ни себе, ни людям. Весь труд - на то, чтоб загнать всех в джунгли...


В лесу раздавался топор правосeка,
Он им отбивался от ласк гомoсeка.
Но силы иссякли, упал правосек,
И им без труда овладел гомосек.
Неспешно закончил и хлопнув по жoпe,
Сказал он хохлу - вот теперь ты в Европе!
Цитировать Ответить Ссылка 0