16+
Понедельник 24 Апреля 2017

Погода

+4° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Архив
«   Апрель 2017   »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
             
Чтобы березки росли...
Члены Совета Федерации Виктор Кресс и Александр Волков внесли в Госдуму законопроект о введении в законодательство понятия «трудовое воспитание». Эту идею поддержал председатель комитета Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, но заявил, что одних поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» недостаточно, решение проблемы требует комплексного подхода.

Наконец в гулких школьных коридорах послышались шаги, пока еще вкрадчивые, Здравого Смысла. Дети, это наше будущее, долго будут «благодарить» отцов за то, что не смогли (не захотели, не додумались…) «эту привычку к труду благородную» привить им с младых ногтей. В итоге будущие строители новой жизни себе поджарить яичницу не могут. Конечно, все это случилось не вдруг и вовсе не в результате развала СССР, на который принято теперь валить все без разбору.

Когда я учился в школе, трудовое воспитание вовсю применяли на практике. С понятными каждому указателями: на картошку, на помидоры, на кабачки, на свеклу (это в сельских школах). Лично я в этом не вижу ничего плохого. Учеба в школе в любое время — это труд, но наш разговор — о той его разновидности, про которую еще Высоцкий пел: «И голове своей руками помогал…» Возьмем примеры ясные и простые, как табуретка. Ее, кстати, в свое время мастерили на уроках труда. Конечно, на многие наши изделия садиться не рекомендовалось, но пару-тройку готовых экземпляров куда-то уносили в конце урока. А в 60-е годы в Задонске делали электрические утюги. Не на заводе, а в… Задонской первой средней школе. Заготовки привозили с конвейера, и на уроках труда под присмотром наставника ребята мастерили утюги на продажу. Школа зарабатывала деньги, дети учились ремеслу.

В те времена далекие, теперь почти былинные, компьютеров не знали, и потому, наверное, свободного времени у подростков было несравненно больше. В ходе летней практики ребята чинили ими же поломанные парты, пололи цветники, красили полы и заборы. Всюду были пришкольные участки. Их еще справедливо называли опытными — дети действительно приобретали жизненный опыт. Учились орудовать тяпкой и лопатой, да еще в их сознании, как ухоженное семя, прорастало очевидное: в школьной столовой ты ешь щи с капустой, выращенной собственными руками! И шницель уплетаешь с картошкой, которую сажал в майские дни собственноручно.

А когда всем классом собирали по дворам металлолом, иногда в запале таская друг у друга, приходило понимание того, что город твой благодаря тебе становится чище, а все эти железяки как-нибудь пригодятся. А ведь еще были «тимуровцы», способные не только перевести бабушку через дорогу, но и наколоть ей дров и натаскать из колонки воды. Самая живописная часть курортного Задонска — пойма реки Тешевки в центре города была засажена деревьями сорок с чем-то лет назад.

А кто помнит сегодня, что в семидесятые были школьные ССО (строительные отряды)? Вот из хроники тех лет. В 1972 году школа заключила настоящий (юридический) договор с РСУ, девятиклассники за месяц уложили 2540 квадратных метров асфальта, 55 погонных метров бордюров, заложили фундаменты двух производственных зданий, выполнили приличный объем работ на колхозном рынке — всего на 9988 рублей. На вырученные деньги ребята приобрели для школы (для себя то есть) набор эстрадных инструментов. Между прочим, ССО (в том числе школьные) и в наши дни резерв экономики.

Но вернемся в школу. Согласно статье 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, без каких-либо дополнительных условий. Правда, эти строгости вроде бы не запрещают школьнику мыть полы в собственном классе, но и тут старшеклассники нашли выход: сбрасываются по 50 рэ, и уборщица делает все как надо. Но то полы: ведро, тряпка — ни мотивации, ни престижа. Другое дело — подработка на стороне. Подростку нужны рocket money — карманные деньги, и он, не заглядывая в Конституцию, устраивается курьером, волонтером, даже машины моет (правда, это в больших городах). Значит, труд как способ что-то заработать и утвердиться в жизни все-таки востребован подростками. Но об этом почему-то не говорят, когда продвинутую молодежь собирают на специально выкошенных лужайках и с тучей кинокамер. Там больше про карьерный рост, перспективы, глобальный мир и разные свободы. Молодежь слушает, запивая едкие свои вопросы «Пепси», и лениво изучает программку: а чем завтра нас развлекать будут?

А поработать не хотите ли? Разумеется, за деньги. За хорошие деньги! Но это нам, взрослым, нужно думать — что и где предложить подростку, чтобы у него для начала появился блеск в глазах. И чтобы понятие «трудовое воспитание», над которым будут теперь размышлять в Думе, зацепилось за нашу жизнь и пустило корни, как та березка, посаженная детскими руками…
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ