16+
Вторник 25 Июля 2017

Погода

° C

USD 0.0000
EUR 0.0000
Патриотами не рождаются
Помню, кто-то из педагогов сказал: «Зачем вводить дополнительные уроки патриотизма? Патриотизм можно и нужно воспитывать в рамках любого предмета». С этим невозможно поспорить. Не говоря уже о русском языке и литературе, разве нет повода вести речь о выдающихся достижениях наших соотечественников на тех же уроках географии, биологии или физики? Но, конечно, главная нагрузка и ответственность падает на преподавание истории.

И вот тут, как любит говорить наша молодежь, самая серьезная «засада»: история, как известно, это политика, обращенная в прошлое. А прошлое нынче каждый трактует на свой вкус, в зависимости от своих политических пристрастий. Вон, какая у нас палитра взглядов и убеждений, благодаря плюрализму, образовалась: от монархистов до крайних либералов-западников. Стало быть, историк-необольшевик будет рассказывать детям одну историю, а ярый апологет Гайдара-внука — совершенно другую. Иными словами, выражаясь языком психологов, у подростков в головах возникнет полный когнитивный диссонанс. Это примерно состояние сороконожки, которую спросили, с какой ноги она начинает идти. Короче, тотальная путаница и неразбериха.

Все мы, конечно, ждем единого учебника истории. Но что в нем будет и как? А пока что в прошлом году издательством «АСТ-пресс» выпущено «изделие» в 845 страниц, которое на всякий случай названо скромно: «История Оте­чества. Справочник для школьников и поступающих в вузы», автор Л.А. Кацва. В школе этот учебник рекомендуют потому, что в нём списком перечислены все даты и имена, которые надлежит знать. Удобно? Да, конечно!

Чего-чего, а фактов в этом пособии хватает, причем, имеющих место быть, так что во вранье не уличишь. Только каких? Вот автор пособия повествует о факте культурной жизни СССР — о «бульдозерной» выставке авангардистов. Это непременно надо знать сдающему ЕГЭ. А вот о другой выставке — картин Дрезденской галереи, сохранённых благодаря Красной Армии, вывезенных в Советский Союз, отреставрированных, показанных москвичам и возвращённых в Германию, — школьнику знать не надо.

Так что факты фактами, а вот отбор их и интерпретация имеют куда большее значение. Моя знакомая историк, преподающая в средней школе, объясняла своим ученикам, что такое массовый психоз, который может охватить сотни человек из-за одного заистерившего труса. И что в результате такого психоза могли бы погибнуть сотни человеческих жизней на Великой Отечественной войне. И обязательно обсуждала с ребятами, какое решение было бы наиболее гуманным и целесообразным.

Тут, кстати, поборники либеральных ценностей настаивают на том, что детям надо давать факты и только факты. А дальше, мол, пусть юное поколение само анализирует весь этот фактический калейдоскоп и делает свои, самостоятельные выводы. Вот тогда-то и будет полная свобода мысли и слова. Но вот вам факт: существование заградотрядов. И точка. Какие самостоятельные выводы могут сделать дети? Что это было невероятно жестоко и бесчеловечно. Они ведь не могут смотреть на события стратегически, предвосхищая все возможные последствия. Все это им должен объяснить взрослый, мудрый человек. Где таких взять в школах? Это, конечно, вопрос.

А вот итоги перестройки: «…позиции СССР в мире резко ослабли. Страна утратила былых союзников, лишилась прежнего влияния. …В целом мир стал безопаснее, исчезла опасность новой мировой войны». Значит, откуда исходила угроза миру? Ясное дело: от СССР. Это, примерно, как в японских учебниках по истории: в сорок пятом году СССР объявил войну Японии. В августе на города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. И все. Какие выводы делают японские школьники? Бомбы сбросила советская авиация. Вот вам и факты, господа. Одно крохотное умолчание и история выворачивается наизнанку.

Вот что пишет в Интернете один автор: «Самое неверное в изложении истории — это не давать оценку фактам. И ещё более вредное — это ждать от ученика правильных выводов... Ученик, прежде всего, ребёнок, и у него нет устоявшихся взглядов и принципов, изложение истории ему без оценки крайне вредно, поскольку не показывает ему правильного поведения...» Действительно, как можно самостоятельно дать оценку факту, не зная всего исторического конспекта? Я полностью согласна с лидером «РВС» Марией Мамиконян, которая убеждена, что патриотизм можно воспитать только на позитивных примерах. Дайте в школе детям эти позитивные примеры, покажите им, за что они могут уважать и любить Родину. Повзрослев, они будут сталкиваться с другой, альтернативной точкой зрения, и делать собственные выводы, но! Уже вооруженные системой знаний.

Вспомните слова графа Бенкендорфа: «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Можно сколько угодно издеваться над этим верноподданническим высказыванием. Но воспитывать подрастающее поколение надо именно в этом духе. Скажете, невозможно? Но почему же было возможно строить БАМ, живя в теплушках, открывать новые месторождения, проходя сотни километров по мерзлой тундре, перебираясь через ледяные северные реки? Дайте идею, которой молодой человек мог бы жить. Иначе завтра он может в такие «исторические дебри» забрести, откуда обратной дороги нет...
*
 
*
Пожалуйста, примите условия пользовательского соглашения что бы комментировать.

ПОКАЗАТЬ КОММЕНТАРИИСКРЫТЬ КОММЕНТАРИИ
0
aa123
3 Июля 2017 10:40
High quality Replica Rolex Watches and Designer handbags
 from being pinched luxury replica watches outward at the wrist, enabling the watch to sit naturally flush, and more comfortably against the wrist. The 18mm thickness will probably be a hangup for some, but if you're interested wholesale replica handbags in wearing a Tuna with a suit or sleeved shirt, you'll quickly find that Seiko makes no apologies for a watch rolex submariner watch whose dimensions have changed little since.
Цитировать Ответить Ссылка 0